В мире есть страны, чьё соперничество исторически предопределено. Интересы таких стран обычно несовместимы, и кажется, что соперничество их постоянно. В истории было мало случаев, когда Великобритания и Россия были союзницами, обычно редко и неохотно, вынуждено. Эти две страны всегда находили места, где они могли бы посоперничать, будь это Европа, Ближний Восток, Дальний восток или Центральная Азия. Бывали случаи, когда интересы этих расходились абсолютно противоположно, тогда доходило до открытых войн, тому пример Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. Эту войну Россия проиграла, к счастью. Хотя проигрыш в этой войне привёл императора Александра II к власти и он провёл реформы, малость образумил народ и элиту, что послужило развитию для России, но кто-же ценит в русском обществе свободу и развитие? Пушки и винтовки, и вперёд, на восток.
Нужно понимать, что под регионом Центральная Азия в широком понимании подразумевается не только исторический Туркестан, но также Восточный Туркестан, Афганистан, Монголия, частично Иран, Пакистан и Индия. В географическом плане Башкортостан не относится к Центральной Азии, хотя исторические башкиры земли частично находились на этих землях. Тем не менее, в культурном понимании башкиры являются центральноазиатским, туркестанским народом, что включает нас в семью Центральной Азии, наравне с казахами, кыргызами, каракалпаками, узбеками, туркменами, уйгурами, таджиками, пуштунами, хазарейцами, монголами, и другими народами. Мы можем отличаться от южных народов региона, но тем не менее, мы составляем население Туркестана и Центральной Азии. Именно в XIX и начале XX веков развернулось соперничество между Великобританией и Россией за контроль над Центральной Азией, регионом от гор Урала до гор Кашмира. Это соперничество получило название Большой игры. К тому времени башкиры уже были захвачены Россией, а щупальца империи протянулись до владений узбекских ханов и эмиров. Афганистан был буферным государством, не раз доказавший своей стойкостью и храбростью в войнах с Великобританией, что королевство не покорится. Не смотря на это Индия и Пакистан образовывали британский доминион, часть Британской империи. Восточный Туркестан находился во владениях китайской династии. В таком положении находилась Центральная Азия в тот период времени, лишь один Афганистан сохранял относительную независимость. Персия, частично расположенная в Центральной Азии, на самом деле скорее ближневосточное государство.
Установление власти над регионом сопровождалось войнами, где стороны постепенно продвигались друг к другу. Лишь горы Афганистана отделили Великобританию и Россию от войны друг с другом, хотя британцы раз за разом вторгались в непокорённый Афганистан и пытались устанавливать там свою марионеточную власть с переменным успехом. Борьба порабощённых народов за свободу всегда была сильна и активна, хотя местами безуспешна, но они боролись. Нам башкирам хорошо известно, что это такое, ведь сабли наших отцов всегда были вынуты.
К такому положению подходит Туркестан к началу XX века.
Случилась Первая мировая война, заставившая изменить ситуацию в регионе, хоть и не полностью. Эта война стала возможно одним из тех немногих случаев, когда Великобритания и Россия были едины. Союз Антанта объединял страны против Германии и Австро-Венгрии, решивших изменить ситуацию в Европе и в колониях. Интересно, ведь Великобритания пыталась отказаться от своих союзнических обязательств и не вступать в войну. Тем не менее, солдаты Великобритании и России сражались не как враги, а как союзники. Первым вестником изменений в регионе послужили восстания в Казахстане и Кыргызстане в 1916 году, когда русские колониальные власти решили принудительно мобилизовать в трудовые отряды местных жителей. Тогда погибло сотни тысяч мирных граждан, лишь по причине нежелания служить чужому государству. Уже в 1917 году произойдёт падение русской (немецкой) монархии, февральская и октябрьская революция. В это же время башкиры во главе с Ахметом Заки Валиди создают Башкурдистан, первую республику. Первый и единственный прецедент в истории, когда порабощённый народ образовал автономию в России. Затем случилась Алаш-Орда, Кокандская автономия, и.т.д. Одним словом, положение России в Туркестане было плачевным. Куда русским было до Туркестана, когда в самой России началась Гражданская война. Когда туркестанские народы вступили в борьбу за освобождение, то сапог русского солдата вновь вступил на эту землю. Здесь стоит разделить события в Туркестане на два направления: север, где происходила борьба за Башкурдистан и Алаш-Орду и юг, где происходили события, в которых приняла участие Великобритания. В 1918 году британские войска были введены в Туркменистан, как силы интервенции. Миссия получила название миссией Маллесона, по фамилии Уилфрида Маллесона, генерала отвечавшего за командование операцией. Небольшая группа британских солдат вступила на землю Туркестана для борьбы против большевиков. Между британцами и большевиками произошли прямые бои. Также британцы предполагали, что в регионе работает турецкая и немецкая разведка. В принципе турецкая разведка проявила себя, когда к басмаческому движению примкнул легендарный Энвер-паша, турецкий военноначальник и герой Первой мировой войны. Силы Великобритании в Туркестане были незначительными и сложно определить на что рассчитывали британцы. Когда британцы покинули Туркестан, то басмаческое движение во всю развернуло свою борьбу за освобождение. Возможно, потому что в басмаческом движении одним из лидеров был Энвер-паша, союз с Великобританией не осуществился.
В этой связи для нас башкир интересен один момент. После подписания соглашения с советской властью в 1919 году, когда мы перешли на сторону большевиков, Ахмет Заки Валиди, лидер башкирского национального движения, не стал задерживаться на Родине. Ему дали ясно понять, что оставаться в Башкортостане ему не дадут. Сначала когда Россия нарушила договор с Башкортостаном, а потом когда Ленин в лицо ему сказал, что договор с башкирам является всего лишь «клочком бумаги». В это время Ахмет Заки Валиди эмигрирует в Бухару, где становится одним из видных деятелей басмаческого движения. Стоит отметить, что в представлении советской пропаганды басмачи являются врагами, предателями народа, которые работают на своих баев, а «доблестная красная армия» идёт освобождать народы Востока от порабощения. Разумеется это ложь, которая Россия всегда применяла, когда ей нужно было осуществить свою политику. Никто в Туркестане не воспринимал приход советской власти, как позитивное явление, напротив, борьба продолжалась ещё многие годы. В казахском историческом сериале «Mirjaqyp. Oyan, Qazaq», где рассказывают историю известного писателя и поэта казахского народа Миржакыпа Дулатова, есть момент встречи писателя с Ахметом Заки Валиди. Как уже было сказано, в тот период Валиди эмигрировал в Бухару, где оставался некоторое время. Между Валиди и Дулатовым завязался разговор, когда первый пригласил его к себе в гости. Два приятеля в компании Алиахмета Валитова, правой руки Валиди, обсуждали положение Туркестана. Интересен момент, когда Валиди задумывается о союзе с Великобританией, но Дулатов скептически отнёсся к этому. Были рассуждения о союзе с кемалистской Турцией, но разумеется этот союз навряд ли был возможён, учитывая союзнические отношения Турции и России в тот период. Хотя предложение Валиди о союзе с Великобританией действительно заставляет задуматься — действительно ли такую мысль озвучил Валиди? На самом деле найти информацию об этом мне не удалось, хотя наверняка что-то такое может храниться в архивах.
Если мы представим, что союз с Великобританией был бы возможен, то это стало бы продолжением борьбы Туркестана за свободу. Разумеется, говорить о том, что было бы не правильно, ведь история не знает сослагательного наклонения. Тем не менее, ведь многие моменты могли пойти нам только на пользу: в Афганистане лояльный эмир, поддерживающий басмачество; существуют Хива и Бухара; британские солдаты стоят буквально за горами Афганистана. Как я уже сказал, говорить такие вещи — не правильно, а все эти предположения лишь мои мысли, которые как я считаю неплохо бы легли в продолжение борьбы за свободный Туркестан. Хотя мы знаем, что британцы не были до конца честными с арабским национальным движением, когда обещали им независимость от Османской империи. В результате арабских восстаний арабы конечно обрели государства, но какие? Подмандатные территории под контролем Великобритании и Франции. Хотя Саудовская Аравия всё же стала свободной.
Даже если бы британцы обошлись бы с нами точно также, что в принципе могло бы быть возможным, то кто говорит, что это хуже чем то, что мы получили? В период своего контроля британцы не устроили геноцид арабского народа, а Россия расправилась с половиной башкир и казахов. Даже если выбирать между двумя империями, определённо Британская империя выглядит гораздо симпатичнее. Хотя никто нет ничего хорошего в том, что быть колонией хорошо. Напротив, быть колонией это плохо, но если история определила бы нам быть колонией Великобритании или России, то конечно лучше получить развитую сеть инфраструктуры, архитектуру, образование и английский язык. Как жаль, что я не могу писать эту статью на английском, чтобы поняли не только башкиры, но и весь мир.
Уже в 1930-е годы борьба Туркестана практически прекратилась. Афганистан остался независимым государством. После Второй мировой войны Индия и Пакистан получили независимость, и Великобритания ушла из региона. Была русско-афганская война, в которой русские проиграли. В 1991 году империя зла распалась. Говорить подробно о периоде советской оккупации не вижу смысла.
Уже в наше время в регионе развернулась Новая Большая игра. Очередное геополитическое соперничество за Центральную Азию. Особенно интересным это стало после 2022 года, когда Россия начала полномасштабное вторжение в Украину. Разумеется, когда по соседству со страной агрессором находится добрая пятёрка потенциальных стран союзниц, никто не упустит возможность подружиться с ними. Тем более, что западному миру есть, что предложить этим странам. Конечно, после распада Британской империи, Великобритания уже не такая могущественная и влиятельная страна, имеющая в своём распоряжении четверть мира, но и Россия не Советский Союз. Но что не изменилось для Великобритании — это партнёры, напротив, их стало больше. За это мы должны быть благодарны глупой русской политики отпугивания, когда из партнёров делают конкурентов и врагов. Когда России больше нечего предложить дальним странам, а близких она запугала, запад не даст странам пропасть этим хорошим парням. Так и Великобритания, чьё влияние в регионе только растёт. В целом нужно сказать, что регион стал намного значимее после 2022 года. Когда я говорю намного, я имею ввиду, что он реально стал намного значимее. Реальная политика, одним словом. У запада есть общий интерес и общий враг, а страны Центральной Азии это не союзницы России, хоть и состоят с ней в некоторых союзах, которые для них кстати не несут ни военной, ни экономической пользы. Например, соглашение ЕАЭС заставляет Казахстан недополучать прибыль в миллиарды долларов, а в союзе этом состоит небольшой перечень стран и Россия. Соглашение ОДКБ ограничивает Казахстан в возможностях более развёрнутого и продуктивного в военном отношении сотрудничества с западом, когда Узбекистан во всю пользуется тем, что не является частью этого паршивого союза. Хотя между Казахстаном и западом проходят некоторые военные учения, а страна закупает западное снаряжение, этого не достаточно. В регионе только Узбекистан не обременён ничем. Если в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане есть бремя союзов с Россией, а в Туркменистане у власти находится изоляционистская диктатура, то Узбекистан не имеет ни того, ни другого. Большое население, быстрорастущая экономика и инвестиции со всего мира, Узбекистан открывается миру.
Буквально на днях министр иностранных дел Соединённого Королевства, экс-премьер-министр Дэвид Кэмерон озарил Центральную Азию светом надежды на благодатные перемены. Это первый в истории визит министра иностранных дел Великобритании в Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан, а Узбекистан министр иностранных дел Великобритании посетил впервые с 1997 года. Определённо это говорит о том, что Великобритания не просто заинтересована в этом регионе, она реально заходит сюда и вышибает гнилую дверь русской хрущёвки, оставшуюся как ярмо народам и странам Туркестана. Только с 2022 года лидеры этих стран встретились с федеральным канцлером Германии Олафом Шольцем, а министр иностранных дел Германии Анналена Бербок посетила Казахстан и Узбекистан, президент Франции Эммануэль Макрон также посетил эти страны. В Нью-Йорке впервые в истории прошла встреча в формате C5+1 между президентами стран Центральной Азии и президентом США Джо Байденом, когда раннее такие встречи проходили на уровне министров. Это действительно важный показатель того, что запад врывается в регион и даёт понять всем игрокам, что он будет бороться за свои интересы. Визит министра иностранных дел Великобритании Дэвида Кэмерона подтверждает, что Великобритания снова в игре.
Так, а что Россия может предложить странам Центральной Азии? Разумеется, влияние России остаётся достаточно высоким, к сожалению. Хотя к счастью оно снижается год от года. Попытки организовывать встречи, проводить какие-то диктанты, подписать соглашение о возможном строительстве, когда нибудь, может быть, русских школ на юге Казахстана, это несерьёзно. Действительно важно, что на национальном уровне есть русское влияние, и это плохо. Учитывая агрессивность России и вектор её политики, отсутствие дружелюбности и терпимости, не может дать важных результатов сотрудничества. Этого не будет, а зацепиться русским скоро будет не за что. Регулярное сокращение русского населения, количества русскоговорящих, советского наследия, и прочего даст свой результат. Кто бы что не говорил о политике стран Центральной Азии, но смотреть нужно именно на дела, а что здесь мы видим? Да, конечно, соглашусь, есть заигрывания с советским прошлым, попыткой обелить чёрное, но всё это скорее не по личной позиции лидеров этих стран, а вынужденная мера, чтобы лишний раз не злить русских. Отмена парадов 9 мая в День Европы, переименование улиц, населённых пунктов, увеличение роли национальных языков, культуры, религии, развитие независимых СМИ, образование за границей, реабилитация басмачей, и.т.д всё это реальные дела. Хотя да, тем не менее, работы в странах Центральной Азии ещё много, ещё не везде прошла декоммунизация, не везде реабилитировали тех, кто боролся за правду и свободу, не везде перешли на латиницу. Работы ещё много, но вектор в целом у стран выбран правильный, хотя позиция Кыргызстана смущает. Приход Садыра Жапарова к власти ознаменовался снижением уровня демократии в исторически самой демократической стране региона, борьбой с оппозицией, заигрыванием с агрессором, и.т.д. Есть вопросы к президенту Казахстана. Про Туркменистан и Таджикистан говорить смысла нет, так как закоренелые диктаторы обычно не меняют своей политики. Радует Узбекистан, где развивается экономика и производство, хотя смущает вопрос Каракалпакстана и попытка президента Шавката Мирзиёева упразднить государственность каракалпакского народа.
Встречу министра иностранных дел Великобритании Дэвида Кэмерона можно назвать не иначе, как возвращение Великобритании в Центральную Азию. Вернулся британский лев, гордый и благородный, но что даст лев? Конечно, чем же славится Великобритания, так это мягкая сила. Описывать принятые договорённости подробно нет смысла, но что стоит понять — Великобритания будет вкладывать в регион деньги. Зелёная энергетика, образование, торговля, и.т.д. Самое главное, что у стран Центральной Азии появилась настоящая возможность вырваться из токсичной русской сферы и вступить в новые отношения, по настоящему выгодные со странами запада, в том числе с Великобританией. Разумеется это большое преимущество, ведь западу есть, что предложить им, а им есть, что предложить западу.
После всего описанного приходит понимание того, что Башкортостан ни разу не посетили серьёзные политики западных стран. Были различные мероприятия со странами глобального юга, но для нас это не закончилось ни чем. Смотреть на Казахстан приятно, очень радостно за братскую страну, но это как смотреть из тюремного окошка на знакомого тебе человека, общающегося с крутыми парнями. Ты видишь всё это, как точно такие же люди, как и ты, путешествуют по миру с паспортом «Republic of Kazakhstan». Ты видишь, как британский министр иностранных дел приезжает в Астану, а в Уфу нет. Вместо этого башкирскую столицу посещают главари непонятных образований, а когда наместник Башкортостана приезжает в Беларусь его встречает даже не такой же нелегитимный глава, а какой-то министр. В Иране его встречает заместитель министра. Насколько это выглядит убого и нелепо, что народ, имеющий право на собственное государство должен наблюдать за тем, как униженный раб, боящийся даже кремлёвского дворника, встречается с какими-то такими же убогими и униженными. Было время, когда Ахмет Заки Валиди, даже не будучи главой Башкирской республики встречался с президентом Турции, шахом Персии, королём Афганистана и многими другими великими и значимыми людьми. Потому что быть серьёзным политиком, личностью дано не каждому, а не иметь собственного слова, быть серым и ничтожным, такое может любой губернатор. Нынешний даже не глава Республики Башкортостан, он всего лишь серый и убогий наместник, про которого никто не скажет хорошего, доброго слова. У него была возможность быть хотя бы как Минниханов, но в силу своей отсталости и приобретённого дебилизма он таким быть не может. Печально на всё это наблюдать, особенно когда знаешь, что твой народ и твоя страна заслуживают большего. Жаль, что так всё получилось, но конечно для башкирского народа не всё потеряно и я уверен, что мы сможем преодолеть трудности и преграды на нашем историческом пути, а башкирское национальное движение не даст угаснуть башкирскому народу. В будущем обязательно нашу столицу посетят лидеры таких прекрасных и красивых стран, как например Великобритания, Соединённые Штаты, Франция, Германия, и многие другие страны.