(частное мнение казанского татарина жителя Башкостостана)
В социальных сетях часто разгоняется тема противоречий и конфликтов между башкирским и татарским народами. По моему мнению раздувание этой темы носит искусственный характер и инспирирован шовинистическими имперскими кругами и созданными ими институциями. Нельзя не признать что данная политика стравливания проводимая со времен московского княжества имеет определенные успехи. Наша задача не идя на поводу вбрасываемых противоречий выстроить собственную стратегию для достижения реальной независимости наших народов.
Позволю себе для объяснения позиции подвергнуть критическому анализу собственный народ и его способность к борьбе за независимость. Когда мы говорим о татарском народе мы должны понимать что исторической территорией проживания современная Республика Татарстан является в лучшем случае для половины татар. Современные татары это сборная солянка разных племен, родов, народов объединенных общим названием в сравнительно недавнем историческом периоде. Неслучайно существует выделение казанских татар, мишар, астраханских татар, сибирских татар и пр.
Взяв на себя нелегкую ношу объединения всех татар под эгиду Казани, Республика Татарстан растворяет свою субъектность, препятствуя таким образом собственной независимости. Уверен, что данная политика носит не имперский характер, в чем многие пытаются обвинить татар Казани, а попыткой помочь в сохранении и развитии национальной и культурной идентичности татар проживающих за территорией Татарстана. Высокая доля экстерриториальности и диаспоральности делает татарский народ заложником реалий делающим невозможным собирание татарского народа в рамках существующей республики. Именно поэтому в среде татар популярны идеи различных союзных государств по типу Идель Урал и подобное.
Препятствием в борьбе за независимость являются также особенности национального характера. Захват татарских государств в эпоху средневековья и последующие исторические периоды, жестокое подавление восстаний, насильственная христианизация, систематическое уничтожение военной и культурной элиты, лишение землевладения, насильственное изгнание и переселение, эти и другие причины сформировали характер приспособленный к выживанию и развитию в условиях постоянного гнета. Помимо положительных черт таких как способность к торговле, производству, администрированию, стремление к образованию, и пр. сформировались и такие черты как конформизм, отсутствие стратегического планирования, черезмерная рациональность и т.п. Иначе говоря среднестатистический татарин стремиться жить здесь и сейчас, рассчитывает на материальный достаток и образование. Национальное самосознание начинает приобретать черты диаспоральности и базируется чаще на религиозной, исламской идентичности. Неслучайно татары за пределами Татарстана столь активны в создании религиозных общин вокруг которых образуется татарский мир. С этим же связано охотное делегирование полномочий религиозным лидерам.
Собственно в Татарстане ситуация несколько иная. Татары заказанья и челнинско- нижнекамской агломерации гораздо пассионарнее в своем стремлении к независимости. Религиозность и национальное самосознание носит не диаспоральный, а институциональный, государственнический характер что явилось одной из причин экономических успехов Татарстана последнего периода. Конформизм и стремление к материальному благополучию рождает ложное убеждение что независимость можно купить. Этим объясняется слабая поддержка национальных движении и национальных лидеров. Есть ложное самоутверждение что нынешние элиты Татарстана национально орентированы и поэтому им делегируется защита национальных интересов.
Татары Башкортостана.
Дабы не отвлекаться от основной темы я не хочу вдаваться в исторические экскурсы и предпосылки формирования татарской диаспоры на территории Башкортостана. Так же считаю лишним обсуждать вопрос, являются ли татары коренным народом Башкортостана.
Татар Башкортстана можно разделить условно на три группы:
- Ассимилированные Башкиры иногда их называют типтяри. Частично сформированы из беженцев в период крушения Казанского ханства и более позднего насильственного крещения вливанием в состав башкирских родов.
- Переселенные из регионов волжско-окского междуречья поволжья обещаниями свободной земли мишари и иные группы татар в период с екатерининских времен и до начала развития капитализма.
- Татары переселившиеся в период развития буржуазных отношений и развития промышленности, а также в советский период индустриализации и развития нефтегазовой промышленности
Разность происхождения и обоснования на территории Башкортостана проявляется и в разности степени взаимодействия и в отношениях с башкирским народом. Современное положение татарского народа не способствует совместным действиям по завоеванию независимости в следствии политики русификации, отрыва от религиозного образования, внедрения в татарскую среду идей о «татарском мире» в рамках российской государственности, распространение интерпретаций истории как антагонизма с башкирским народом. Особую роль в этом играет духовное управление учрежденное еще Екатериной II которое многими мусульманами ошибочно воспринимается как представительный орган мусульман. На самом деле с самого учреждения оно является инструментом по продвижению политики русификации, контроля и подчинению имперским интересам мусульманского населения. Негласное правило назначения муфтиями казанских татар и татаризация духовенства нивелирует возможность объединение мусульман для борьбы за независимость. Тема татаризации северо-запада Башкортостана и присоединения к Татарстану разгоняется в основном в среде светских татарских националистов, бывших комсомольцев и коммунистов, играющих роль обиженных в период правления Рахимова «полезных идиотов».
В конечном итоге такой якорь в виде «защиты» татар Башкортостана делает невозможным полноценное развитие Татарстана как независимого государства. Вместо надежного тыла и моста с Казахстаном, Башкортостан становиться точкой напряжения заставляющего оглядываться на несуществующую проблему «ущемления» татар.
Как это не парадоксальным может показаться на первый взгляд именно независимость Башкортостана на основе лидерства башкир, признание башкирского языка единственным государственным языком, формирование территориального деления на основе традиционного вотчинного владения башкирских родов, формирование органов местного управления представительных органов, институтов парламентаризма на основе башкирских традиций сделает возможным завершение формирования татар как политической нации и сохранению и развитию татар в рамках Башкирской государственности. Активное участие татар Башкортостана в поддержке и развитии башкирской государственности развяжет руки формированию независимости республики Татарстан. Послужит примером для формирования независимости народов республик Поволжья и Урала. Говоря простым языком за пределами Татарстана татары должны быть большими башкирами чем сами башкиры, большими чувашами чем сами чуваши, большими марийцами и удмуртами чем сами марийцы и удмурты.
Развитие татарского, чувашского, удмуртского, марийского и других языков в рамках государственности Башкортостана должно проходить по модели развития языков национальных меньшинств с абсолютной доминантой башкирского языка в области государственного управления и оказания услуг.
Особое отношение к русскому языку должно заключаться в устранении перекоса в доминанте использования русского языка. Без полного исключения русского языка из системы образования, государственного управления и сферы услуг введения системы штрафов за использование русского языка не устранит существующего перекоса.
Данные меры возможны только в рамках унитарного национального государства. Уступки в виде формирования союзных, федеративных государств сделает невозможным развитие народов Урала и Поволжья и лишь отсрочит на несколько десятилетий существование наших народов и ассимиляцию в русской среде.
Сегодня такой сценарий кажется фантастическим, радикальным и невозможным но исторические примеры говорят об обратном и по факту другого выбора у нас нет.